- 1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.
- Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса
- Особые знаки
- Масштабные знаки
- Рельеф
- Легенда или пояснительная записка к карте
- Способы картографирования
- Локализованные диаграммы
- Точечный способ
- Знаки движения
- Картодиаграммы
- Картограммы
- Шкала условных знаков
- Гидрография
- Виды условных знаков на картах
- Линейные знаки
- Площадные знаки
- 2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
- 3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
- Климатические карты
- 4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
- 5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
- Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
- 6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
- 7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
- Рассказ о географических картах для 4 класса
- Обсудим!
- Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
- Проверь себя
- 1. Что изучает география?
- 2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
- 3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
- 4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
- Изолинии
- Задания для домашней работы
- 1. Запиши в словарик: география, географ.
- 2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
- Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса
- 3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и так далее Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.
- Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса
- Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса
- Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса
- Топографические карты и планы
- Системы знаков
- Тест для закрепления материала
- Изображение рельефа на планах и картах
- Линейные знаки
- Правила нанесения на карту условных знаков
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.
Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса
С точки зрения географа, мир — это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, суша и острова. Это все страны и народы, которые их населяют, это города и деревушки. Мир состоит из рек и озер, гор и пустынь, лесов и льда северной части Атлантического океана.
Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из квартиры.
Но и для географа мир — это еще и экономика, это характеристики животного и растительного мира, характеристики климата различных частей земной поверхности.
Особые знаки
На планах растительность обозначается специальными знаками черного цвета, указывается сорт деревьев (ель, сосна, береза).
Рис. 3. Символы растительности.
На физических картах точки на цветных участках обозначают пески. Стрелки в океанах указывают на течения: синий — холода, красный — тепла. Изображения растений и животных показывают, где они живут или растут, а список изображений помещается рядом с картой.
Масштабные знаки
В противном случае их называют площадными или контурами. Они используются для обозначения объектов, занимающих очевидную площадь. Чаще всего они имеют четкую границу, отображаемую на карте в виде сплошных линий или нескольких пунктирных линий (контуров) определенного цвета. Контур заполняется символами или цветом.
Гидрологические объекты обозначены голубым цветом (синий:
- озера;
- пруды;
- болота;
- танки;
- моря и океаны
- ледники и фирновые поля.
Зеленым цветом обозначена растительность:
- леса;
- луга;
- сады;
- кустарники.
Оранжевый (желтый) цвет указывает на некоторые формы рельефа:
- горы;
- плато;
- равнины;
- пустыня.
На топографических планах городов розовым (красным) контуром обозначены границы площадей, иногда улиц. Линейные размеры контурных символов соответствуют размерам объекта (в масштабе данной карты), что позволяет рассчитать его площадь и другие характеристики.
Рельеф
Рельеф на топографических картах представлен контурами, которые называются контурами. Это линии одинаковой высоты. Маленькие штрихи, «прикрепленные» к контурам (бергстрик), показывают направление впадины в рельефе. Цифры на горизонтальных линиях указывают абсолютную высоту. На небольшом склоне горизонтали редкие, на крутом склоне сходятся.
Овраги и обрывы обозначены небольшими треугольниками, вершиной вниз.
Рис. 1. Символы рельефа.
На географических картах рельеф может быть представлен в цвете. В этом случае шкала глубины и высоты помещается рядом с картой.
Легенда или пояснительная записка к карте
Пояснения к легенде даны в легенде. В легенде должны быть указаны все обозначения на плане или схеме, все должно иметь пояснение. То есть основная функция легенды — помочь прочитать содержимое карты или плана. Это помогает определить географическое положение объекта, его размер, форму и некоторые характеристики. Различные положения являются основой для создания системы относительных символов:
- Любой графический знак должен соответствовать определенному типу объекта, явления или объекта.
- Соответствующий знак должен иметь аккуратный дизайн. Карты, схемы и планы этажей в разных масштабах должны содержать одинаковые обозначения. Они могут отличаться только размером.
- Методы и средства, используемые на рисунках для воспроизведения того или иного объекта земной поверхности, должны создавать ассоциацию между символами и иллюстрацией (рис. 1).
Способы картографирования
На узкоспециализированных картах, помимо картографических значков, используются линейные и масштабные знаки, изолинии и другие методы.
Локализованные диаграммы
Они отражают явления непрерывного характера, например температуру воздуха.
Каждая диаграмма изменения среднемесячной температуры привязана к определенной точке наблюдения.
Точечный способ
Используется для массовых событий, которые нельзя считать непрерывными. Вспашка почвы обозначена контурной меткой с точками внутри. Каждая точка имеет «вес», соответствующий например 500 гектарам пашни. Этот метод используется для отражения плотности населения, поголовья скота и других показателей.
Иногда более очевидным является использование метода процентных пунктов. Следовательно, «вес» точки выражает не абсолютное значение, а определенную долю от общей суммы (процент).
Знаки движения
Карты не всегда статичны. Символы могут показать динамику явления.
- Векторы движения (стрелки) часто указывают направление потоков воздуха и воды.
- Полосы движения (полосы) необходимы для подробного описания потока (миграция населения, грузовые перевозки). Например, структура железнодорожной нагрузки может быть представлена разной штриховкой, а мощность — шириной ленты движения.
Картодиаграммы
Они используются для применения абсолютных значений любого индикатора.
Внутри каждой административно-территориальной единицы наносится схематический символ, размер которого соответствует, например, потреблению энергии или количеству сельскохозяйственных продуктов на данной территории.
Картограммы
Для относительных показателей (например, младенческой смертности на 1 000 населения) области в сетке административного деления закрашены разным оттенком или определенным оттенком в соответствии со шкалой разброса.
На уточненной картограмме (дозиметрический метод) штриховка накладывается только на место реального распространения явления. Например, карта плотности населения не включает водно-болотные угодья и высокогорные районы. Таким образом получается карта количественных площадей.
Шкала условных знаков
Объекты одного типа обозначаются одинаковыми знаками разного размера. Например, круг, представляющий город с населением 100 000 человек. В 2 раза больше круга, обозначающего точку с населением в 1000 человек. Такие знаки образуют последовательность, лестницу.
Масштаб знака:
- абсолютное (размер знака меняется пропорционально значению) или условное;
- непрерывно (размер отметки постепенно увеличивается) или пошагово (интервал). Последние могут быть одинаковыми или нестандартными.
В приведенном примере используется условно ступенчатая шкала знаков неправильной формы.
Это значит:
- размер круга увеличивается медленнее, чем количество жителей;
- каждому размеру соответствует определенный интервал;
- эти интервалы отличаются друг от друга.
Гидрография
Гидрографические или водные объекты имеют номера, подписанные синим цветом. Это глубина в определенной точке, а также урез воды, то есть абсолютная высота водной поверхности. Рядом с рекой размещены стрелки, указывающие направление течения.
Болота нарисованы короткими горизонтальными штрихами, солончаки — вертикальными.
Гидротехнические сооружения (мосты, плотины, плотины, опоры) отображаются черным цветом.
Рис. 2. Символы гидрографии.
Виды условных знаков на картах
Символы географической карты необходимы для визуализации схематических объектов, их характеристик и характеристик на плоскости земли. Они делятся на три разновидности, которые определяются по шкале: линейные, площадные и точечные. Каждый из них включает в себя схожие по характеристикам объекты: производственные здания и административные сооружения (мосты, железнодорожные переезды, границы между регионами и странами) или детали природного ландшафта. Каждая группа обозначена простым и легко запоминающимся значком. Например, хвойные леса представлены схематическим обозначением сосны (рис. 4). Он достоверно отображает тип объекта и универсален для большинства наземных плоскостей, что обеспечит удобную и мгновенную ориентацию в любых условиях.
Рисунок 4. Типы указателей на картах
Основные требования к иконкам, по которым можно выбрать подходящую географическую карту:
- Читаемость и узнаваемость;
- Отсутствие скопления элементов;
- Удобство хранения;
- Компактность и надежность.
Далее мы рассмотрим, что включают в себя обозначения на топографической карте.
Линейные знаки
Линейные условные обозначения на карте представляют объекты определенной длины (рис. 5).
Между ними:
- Дороги (автомагистрали, автомагистрали, автомагистрали, тропы). Они делятся на грунтовые и асфальтированные. Современный и практичный, выделен оранжевым. Серый или черный цвет обозначают участки дороги или тропы без покрытия;
- Железнодорожные пути и трамвайные пути. Они разделены по количеству путей (одна или несколько пар путей), ширине (узкие или стандартные), а также по общим условиям (действующие, закрытые и строящиеся). Они обозначаются горизонтальной линией, на которой нарисованы перпендикулярные линии по порядку: одна трасса — одна линия. На линии, обозначающей здание вокзала или платформу, рисуется прямоугольник;
- Мосты. Они различаются в зависимости от материала (железобетон, дерево, камень и др.), Количества уровней, динамики (сплошные, раздвижные или подъемные). Понтоны (плавучие) обозначаются отдельными символами;
- Газовые или нефтепроводы;
- Электрические линии;
- Вышки сотовой или радиосвязи;
- Реки любой длины или ручьи, каналы;
- Любые заборы или стены
- Границы населенных пунктов и городов.
Они представлены тонкими, жирными и жирными линиями (прямыми, изогнутыми). Следует отметить, что точной является только их длина в миллиметрах с масштабированием.
На географических картах нет правильного обозначения линейной ширины символа. Увеличенная ширина облегчает чтение. В эту группу также входят изолинии (изогипсы), необходимые для объемного обозначения форм и характеристик территории.
Площадные знаки
Настоящая условная разметка (она также крупномасштабная) на карте местности необходима для правильного отображения формы и формы, рельефа, размера и положения крупных географических объектов (Рисунок 6). Также называется «гарниром». К ним относятся как отдельные районы области, так и целые города. Они имеют надежную длину и ширину в двухмерной плоскости, представлены в небольшом масштабе (например, 1: 10000) и максимально приближены к реальности. Их структура разделена на цветной контур и фон, штриховку или сетку одинаковых символов, обозначающих свойства объекта.
Граница каждой отметки выделена цветом, вызывающим правильные ассоциации: танки и танки — синие и синие; естественный рельеф — от коричневого до зеленого; городские или сельские улицы в розовом цвете. При этом следует учитывать, что пояснительные символы, помещенные внутри знака шкалы, не позволяют достоверно указать, где находится объект.
2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с физическими и политическими картами.
Физическая карта показывает рельеф земной поверхности, политическая карта показывает страны, города и границы.
3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
Что общего у глобуса и карты полушария, так это то, что они показывают всю Землю.
Разница между ними в том, что глобус показывает трехмерную модель Земли, а карта полушария показывает поверхность Земли в одной плоскости.
При этом карта полушарий как бы отрезана от земного шара, меньше искажений, а очертания континентов и океанов на ней точнее, чем на обычной карте мира.
Климатические карты
На климатических картах изолинии и цвета показывают количество осадков (изогитов), температуру (изотермы), стрелки указывают направление ветра или движение воздушных масс.
Отдельно показаны зоны высокого и низкого давления, а также направление распространения воздушных потоков из этих зон.
4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
На карте полушария мы можем найти изображения океанов, морей, озер и рек. Они показаны синим цветом.
Мы найдем как континенты, так и острова. Они изображены в зеленом, желтом и коричневом цветах.
Зеленым цветом показаны равнины, коричневым — горы.
Белым цветом показан лед с Северного полюса и Антарктиды.
На карте полушария можно отображать города, они обозначены маленькими кружками.
5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
Чтобы продемонстрировать географический объект на карте, вам нужно встать спиной к карте и взять указатель правой рукой.
Если вам нужно показать крупный объект (морфология, страна), вам нужно обвести его контуры указателем.
Если это точечный объект (столица, крайние точки материка), вам просто нужно поставить указатель на нужное место на карте и показать его.
6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Земля представляет собой шар, состоящий из океанов и континентов. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью земного шара. Северный и южный концы Земли скованы льдом. Есть северный и южный полюса планеты.
Карта делит поверхность Земли на два полушария: западное и восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в западном полушарии поверхность воды занимает больше места, там находится самый большой океан на планете, Тихий океан.
В качестве источника информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность в целом, при этом земной шар необходимо вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и земной шар, и карта полушарий дают одинаковую информацию о планете.
7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Рассказ о географических картах для 4 класса
Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности начали путешествовать и изучать землю, они начали составлять первые карты, по которым было легче путешествовать, находить уже открытые земли.
Самые старые карты не сохранились, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.
В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Это называлось «Большой проект». На этой карте отмечено более 400 городов, 60 озер и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию об экономике и природе нашей страны того времени.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты, не выходя из дома. Они предоставляют всю информацию о характеристиках климата, природы, населения и рельефа.
Благодаря первым картам люди могли путешествовать на большие расстояния и всегда находить дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, развитию всей человеческой цивилизации.
Проверь себя
1. Что изучает география?
География изучает поверхность Земли, население мира и экономическую активность.
2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты вы можете узнать форму нашей планеты, на которой расположены океаны, континенты, моря, острова, крупные реки и озера, горные системы и страны.
3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
Самые старые карты появились несколько тысяч лет назад. Показали небольшие участки планеты, соседние страны. Карта мира, созданная 2500 лет назад, поместила Грецию в центр и была сделана в форме круга.
Со временем карты пополнялись новой информацией и становились все более точными.
Самый старый из сохранившихся глобусов был создан в 1492 году, но еще до нашей эры глобусы были созданы греческими учеными.
4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Мы знаем, что есть много разных карточек. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных континентов, регионов, стран, регионов.
Карты бывают физическими и политическими.
Существуют даже специальные карты, на которых показана плотность населения, полезные ископаемые, характеристики экономики и экономики, климат, осадки и многое другое.
Изолинии
Изолины, в отличие от линейных символов, не соответствуют никакому материальному объекту. Они соединяют точки с одинаковым значением на определенную сумму.
Название линии | Величие |
изогипс (горизонтальный) | высота над уровнем моря |
изобата | глубина |
изобара | атмосферное давление |
изотерма | температура (воздух или вода) |
изогист | дождь |
изотахий | скорость ветра |
Например, холм представлен несколькими замкнутыми линиями (изогипсами) с общим центром. Короткие перпендикулярные линии на линиях (штрихи) показывают направление склона; иногда в разрывах строки пишут число, обозначающее высоту выше нуля в метрах. Частые линии указывают на крутой уклон, разбросанные линии — на пологий.
Вершина отмечена точкой с цифрой (высота холма).
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: география, географ.
География: наука о земной поверхности
Географ — ученый, занимающийся географией
2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса
Глядя на земной шар, я представляю нашу планету в виде крошечного шара, устремившегося по своей орбите через бескрайние просторы космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большая часть ее поверхности покрыта водами мирового океана.
Но на самом деле наша земля очень большая. Те континенты, которые кажутся земному шару очень маленькими, на самом деле представляют собой огромные пространства суши, которые невозможно пересечь пешком.
Земля выглядит такой хрупкой, но на самом деле ей много миллиардов лет. И этого ждут еще многие миллиарды лет.
Глядя на земной шар, я представляю себе многочисленные страны и прекрасные народы, населяющие их, вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я плыву по широким рекам, плаваю в озерах и смотрю на бескрайнее море. А вокруг меня жизнь кипит.
Наша Земля — прекрасная планета, жить на которой — большое счастье.
3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и так далее Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.
Самая высокая гора — Эверест. Его высота 8848 метров.
Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина составляет 1642 метра.
Самое большое озеро — Каспийское море. Его площадь составляет 371 тысячу квадратных километров.
Самая длинная река — Амазонка. Его длина 6900 километров.
Самый большой остров — Гренландия. Его площадь составляет более 2 миллионов квадратных километров.
Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса
Самая длинная река на Земле — Амазонка. Он находится в Южной Америке и течет почти точно по экватору планеты.
Длина Амазонки — 6900 километров. Он берет начало в высоких горах Анд, затем спускается на равнину и впадает в Атлантический океан.
Амазонка не только самая длинная река на планете, но и самая полноводная, потому что она протекает в экваториальном климате, характеризующемся обильными осадками.
Амазонка протекает через густые экваториальные леса, и большая часть реки все еще плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные анаконды, крокодилы, а в лесах живут почти незнакомые с современной цивилизацией индейцы.
Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса
Самое глубокое озеро в мире — Байкал. Он расположен на территории России, в Восточной Сибири.
Глубина Байкала составляет 1642 метра, а его объем — 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз больше объема Азовского моря.
Вода в Байкале пресная и очень чистая. Поэтому Байкал считается заповедником, его охраняют и стараются сохранить.
Байкал во многом уникален. Он расположен в глубоком тектоническом разломе, он полон тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.
Байкал считается одним из древнейших озер на планете, его возраст составляет около 30 миллионов лет. Озеро окружает природа уникальной красоты, сюда стекаются сотни тысяч туристов.
Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса
Самая высокая гора на Земле — Эверест, расположена в Гималайской горной системе, которая находится на севере Индийского субконтинента, в Средней Азии.
Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы — Джомолунгма, что означает Мать Мира.
Вершина Эвереста всегда покрыта вечным снегом, дуют сильные ветры и воздух очень разреженный. Температура в его верхней части может опускаться до минус 60 градусов.
Уже много лет Эверест привлекает внимание альпинистов, которые очень хотели покорить самую высокую гору на планете. Но только в 1953 году нога человека впервые ступила на вершину Эвереста. Этим альпинистом был новозеландец Эдмунд Хиллари.
Но даже сейчас восхождение на Эверест связано с множеством опасностей и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.
Топографические карты и планы
Есть десятки видов географических карт.
Они классифицируются по:
- назначения;
- крытая площадь;
- содержание;
- способ стрельбы (с поверхности земли, из атмосферы, из космоса);
- лестница.
Масштаб — это коэффициент (дробь), показывающий, во сколько раз длина изображения меньше длины самого объекта. Например, расстояние 1 см на карте масштаба 1: 10 000 представляет собой расстояние 10 000 см (100 м) на земле. Карты различаются по масштабу.
Топографический план | до 1: 5,000 |
Большие карты | 1:10 000 — 1:50 000 |
Среднемасштабные карты | 1: 100 000 — 1: 1 000 000 |
Мелкомасштабные карты | от 1 000 000 |
На плане изображен небольшой участок, поэтому он нарисован так, как если бы земля была плоской. Карты меньшего размера учитывают кривизну земной поверхности. На плоскости нет градусной сетки, поэтому направление на север обозначается специальным знаком — «север-юг», обычно в виде стрелки или сильно вытянутого ромба, раскрашенного в 2 цвета.
Условные обозначения на карте обычно делятся на крупные, сверхмасштабные и вспомогательные.
Системы знаков
Для создания системы знаков используются следующие методы (рис. 2):
- Метод значка, используемый для отображения положения или относительного положения элементов, для которых размер карты не важен.
- Метод линейного знака используется, когда необходимо передать явления, имеющие линейное распространение. Примеры включают реки, маршруты движения или границы штатов.
- Инструмент изолинии, используемый для описания явлений и шипов повсеместного распределения, имеющих числовое значение. Это понятие включает сброс, температуру, давление и тому подобное. Изолины — это кривые, которые имеют одно и то же числовое значение. В зависимости от явления, описываемого изолинами, выделяют следующие разновидности:
- изотермы для индикаторов при одинаковой температуре;
- isogists для аналогичных значений осадков;
- изобары для аналогичных значений атмосферного давления;
- isoipsi, для которых характерны одинаковые значения высоты;
- изотаки, значения которых имеют примерно одинаковую скорость ветра.
- Метод качественного фона необходим для качественного разделения отдельного сегмента земли в соответствии с его природными, социально-экономическими и политико-административными свойствами. Это указывает на страны на политической карте, типы почвы или возраст скал.
- Диаграммный метод: используется для отображения различных количественных признаков данного явления в определенных местах. Это может быть, например, годовое изменение температуры.
- Точечный метод необходим для выделения явлений, имеющих массовый характер, но разбросанных по территории. Таким образом, они показывают распределение населения, поголовье скота и засеянные поля.
- Режим среды обитания: используется для отображения области, где животные или растения наиболее распространены.
- Метод меток движения, используемый для обозначения пространственных движений. Пример — полет птиц, тропы морских течений. Для обозначения движений используются стрелки и линии, с помощью которых они указывают направление и скорость движения.
- Графический метод, необходимый для представления количественных показателей в виде графика в пределах определенных территориальных единиц. Например, при анализе объемов производства или запасов ресурсов.
- Картографический метод, обычно используемый для сравнения условных показателей явления, относящегося к отдельной территории. Например, показатель средней лесистости различных регионов.
Рис. 2. Знаковые системы
Такие методы визуализации относительных знаков содержат информацию о том, какие конструкции и явления можно использовать, какие комбинации будут наиболее удачными при создании карты или плана. Использование легендарных планов применяется не только на картах при обучении в школах и вузах. Они значительно облегчают деятельность в любой сфере — строительстве, море, добыче полезных ископаемых и так далее, а также позволяют лучше ориентироваться тем, кто выбрал туризм в качестве хобби. Посмотрите также видео, из которого вы узнаете много интересной информации о географических картах и картография.
Тест для закрепления материала
- 1 В каком веке появилась легенда?
- В начале 17 века
- Во второй половине XVIII века
- В начале 19 века
- 2 символа:
- Символы
- Иллюстрации
- Некоторые объекты
- 3 прямоугольника представляют:
- Башни и стены
- Дома, постройки
- Леса
- 4 Основная функция легенды:
- Доступность всех позиций
- Содержание сводной информации об определенных объектах
- Помощь в чтении содержания карты или плана этажа
- 5 Иконочный метод применяется для:
- Показывает положение элементов
- Передача явлений с линейным расширением
- Эскизы пространственных движений
- 6 Легенда определяет:
- Имена объектов
- Размер позвоночника
- Пояснение к символам
- 7 Выберите ответ, говорящий о правильности суждений:
- Соответствующий знак должен иметь аккуратный дизайн. Карты, схемы и планы разного масштаба могут содержать разные знаки
- Методы и средства, используемые на рисунках для воспроизведения данного объекта на поверхности земли, должны создавать связь между символами и иллюстрацией
- Оба верны
Изображение рельефа на планах и картах
Символы на картах могут отличаться по цвету. На картах меньшего размера рельеф показан так. Равнины полны зелени, холмы желто-оранжевые. Интенсивность окраски увеличивается с ростом.
Тот же принцип наслоения используется для отображения глубины разными оттенками синего. В легенде карты таблица цветов расположена под нижней «южной» границей и называется шкалой высоты и глубины. С каждым нюансом связан определенный интервал (обычно стандартизированный.
Изображение рельефной формы должно быть пластичным. Для создания трехмерного эффекта помимо заливки используются падающая тень и падающая тень. Это позволяет лучше воспринимать основные элементы больших форм, их взаимное расположение.
Как и отметки шкалы, отображение рельефа метрическое, т.е по карте можно определить длину горного хребта или наклон склонов.
Линейные знаки
Обозначения на географической карте, показывающие протяженный объект, длина которого во много раз превышает его ширину (трубопроводы, линии электропередач). Реки синие, края и дороги черные (сплошная или пунктирная линия). Улучшенные автомагистрали, автомагистрали, грунтовые дороги иногда выделяются путем заливки контура линейного знака оранжевым (желтым.
Железные дороги представлены очень подробно.
На карте несколькими линиями показаны:
- количество маршрутов;
- состояние (рабочий, строящийся, демонтированный);
- проезжая часть;
- электрификация дороги.
Особенность линейного знака в том, что он масштабируется по длине и вне шкалы по ширине. Толщина линии отражает экономическую ценность объекта, а не его размер.
Правила нанесения на карту условных знаков
Помимо уже упомянутых правил, есть и другие:
- Для наглядности условные знаки закрашены так, будто на них падает свет слева и сверху. Поэтому линии внизу и справа становятся толще в случае предметов, выступающих над поверхностью, вверх и влево для углублений.
- Масштабные отметки наносятся с точностью до 0,1 мм, что при масштабе 1: 5000 дает погрешность не более 5 М. На топографических планах их размер в 1,5 раза больше, чем на больших картах-лесенках.
- Вертикальная ось этих отметок перпендикулярна верхнему (северному) краю листа.
- Кустарник представлен небольшими эллипсами, длинная ось которых должна быть параллельна верхнему краю листа.
- Окрестности города представлены штриховыми контурами (одинаковыми на всей карте).
- Штриховка, изображающая болота, параллельна верхнему краю листа, а песчаные отмели перпендикулярны ему.
- Небольшие кривые на ребрах и других линиях являются обобщенными (обобщение карты). Нужны большие кривые, которые можно использовать для ориентации.
- Пояснительные знаки и прочие надписи должны располагаться параллельно верхнему краю. Исключение составляют названия участков, рек и некоторых других водоемов, которые расположены вдоль оси объекта, иногда параллельно его краю.
Современные географические карты очень информативны. Чтобы их прочитать, необходимо сначала выучить «алфавит», являющийся условными знаками.